Туристический портал о видах туризма и здоровом образе жизни
Личный кабинет
О проекте
Добавить статью Добавить новость

Техника страховки на крутом фирне и льду. Страница 1



Одновременное движение в связке не имеет ничего общего со страховкой, что показано в разделе «Страховка партнера». Такое движение в большей мере применимо на крутом фирне и льду, где в отличие от скал нет естественных точек для страховки (выступов и т. п.). В высокогорье из-за постоянной смены обстановки и необходимости как можно быстрее преодолевать длинные подъемы, одновременное движение в связке, даже на крутых участках, подчас неизбежно. Нужно совершенно ясно представлять себе, что в этом случае допустимо только абсолютно надежное движение, как если бы каждый в связке шел один, самостоятельно. Неуверенных в себе брать в такую связку нельзя.

«Страховка» и здесь означает попеременную страховку. Обычная страховка на крутых фирновых склонах—забитый ледоруб и самостраховка. Для страховки идущего первым такой способ во многих отношениях недостаточный. Забитый перпендикулярно к склону ледоруб на мягком фирне наверняка, а на твердом весьма

вероятно вырвется при рывке. Высокая прочность современных металлических и пластиковых ледорубов сама по себе ничего не значит. Ледорубы с деревянной ручкой ломаются при относительно низких нагрузках и не годятся для страховки описанным выше способом.

С помощью вертикально забитого ледоруба можно быстро организовать страховку на твердом фирне. В нем прочность такой страховки на рывок не превышает 200—300 кг, и годится она лишь для страховки второго, подстраховки или страховки первого в связке только «мягким» динамическим способом в том случае, если точка крепления самостраховки располагается на уровне головы страхующего или чуть выше. При этом важно помнить, что веревка с карабинами не должна крепиться к ледорубу через отверстие в лопатке. Самостраховка в любом случае должна идти через древко ледоруба и располагаться прямо на склоне во избежание появления дополнительных изгибающих усилий. Веревка должна либо охватывать ледоруб, либо проходить через прикрепленную к ручке петлю. Укладка веревки непосредственно вокруг ручки обладает тем преимуществом, что создает дополнительное трение о снег.В мягком фирне или в свежем снегу на крутом склоне только фирновый якорь или закопанный поперек склона ледоруб может обеспечить надежную страховку.Фирновый якорь устанавливается, с вырытой канавкой для троса. Он действует как динамический тормоз при рывке, гася, в зависимости от собственной величины и жесткости фирна, вес в несколько сот килограммов и при этом еще сильнее врезаясь в склон.

К ледорубу перед заглублением его на 30 см привязывается обычным схватывающим узлом петля, в сбалансированной точке приложения нагрузки. Глубокая канавка, в которой лежит ледоруб, заполняется снегом и утаптывается. Для петли перпендикулярно к склону прорывается еще одна канавка, так, чтобы ледоруб не испытывал рывков вверх. В канавку укладывается петля самостраховки, к которой крепится веревка. К сожалению, в результате такой обстоятельной, требующей большого труда подготовки опора, т. е. ледоруб, в благоприятных условиях может выдержать рывки всего в несколько сот килограммов. Очень важно, естественно, чтобы место стоянки страхующего было расположено достаточно низко и хорошо утоптано, а все требуемые для страховки усилия воспринимались внизу на твердой опоре. Комбинация ледоруба, закапываемого поперек склона, с фирновым якорем держит даже на сравнительно мягком фирне. По глубокому мягкому снегу из соображений лавинной опасности нельзя пересекать крутые склоны.

Громоздкие фирновые крючья в Альпах, в общем, не оправдывают себя и употребляются преимущественно в экспедициях для закрепления перил.

Место для страховки должно быть вырублено или вытоптано так, чтобы на нем можно было стоять расставив ноги и иметь возможность принять большую часть рывка на себя, не нагружая самостраховку. В глубоком свежем снегу, где необходимо вытоптать место для страховки, при отсутствии фирнового якоря, если ледоруб не держит, для страховки второго в связке можно использовать в качестве временной меры следующий прием: страхующий наступает одной ногой на головку ледоруба, предварительно продев под нее веревку, и вдавливает ее в снег.

На льду и фирне речь идет лишь о динамической страховке (проскальзывание веревки во время страховки не играет на льду большой роли). Точка приложения усилия должна располагаться как можно ниже на теле страхующего: шайба Штихта — на беседке или набедренной петле, скрепленной с грудной обвязкой, в крайнем случае страховка через поясницу (сравн. с приложением в конце книги).

Необходимо ослабить силу рывка проскальзыванием веревки; даже не очень сильный рывок вырывает ледоруб из склона или, если фирн очень твердый, ломает деревянную ручку.Тренировочные срывы на крутом фирне (с соответствующим выкатом) дают гораздо больше информации, чем слова.

Часто на крутом льду лежит относительно тонкий слой фирна, создающий на первый взгляд удобные условия для более или менее надежной страховки. Вместо того чтобы лопаткой расчистить место для ледобура, забивают в фирн ледоруб. Когда штычок упрется в лед, его пытаются загнать поглубже ударами молотка. Но пот метод никогда не обеспечивает приемлемую страховку.

Организация безупречной страховки на плотном чистом льду возможна с помощью ледобуров. В зависимости от состояния льда необходимы завинчивающиеся крючья разной длины:14 и 17 см для натечного льда, лежащего на скалах (или в качестве промежуточной опоры, но не для страховки от срыва на чистом льду);

21 см (нормальная длина) — главным образом для промежуточной страховки;

25 см — для основной страховки;35 см — для плохого, трухлявого, льда и для спасательных работ.Никогда нельзя забывать перед завинчиванием крюка очищать место завинчивания от разрыхленной массы до плотного слоя. Лучше всего вырубить искусственную горизонтальную площадку или маленькую лунку для запипчивания.Ледобур сначала слегка вбивать в лед, одновременно поворачивая вокруг оси. Облегчает завинчивание клюв молотка или другой рычаг.



Постраничная навигация:   1    2  
Подготовка к путишествиям
Туризм
Туристические виды спорта
Туристические места отдыха

Авторизация
Логин
Пароль
Войти

Забыли свой пароль?  |  Регистрация Давно выяснено, что при оценке дизайна и композиции читаемый текст мешает сосредоточиться. Lorem Ipsum используют потому, что тот обеспечивает более или менее стандартное заполнение шаблон

Добавить статью
Внимание! Для того чтобы иметь возможность редактировать в будущем статью Вам необходимо авторизоваться на сайте или зарегистрироваться. Данная процедура займет всего лишь 3 минуты, но позволит увеличить ваши возможности.
ЗАГОЛОВОК СТАТЬИ*

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ*
Выбрать дату в календаре
ВЫБЕРИТЕ КАТЕГОРИЮ*
Картинка для анонса

ТЕКСТ*
Детальная картинка

Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:

Добавить
Добавить новость
Внимание! Для того чтобы иметь возможность редактировать в будущем статью Вам необходимо авторизоваться на сайте или зарегистрироваться. Данная процедура займет всего лишь 3 минуты, но позволит увеличить ваши возможности.
Название*

Начало активности (дата)
Выбрать дату в календаре
Привязка к разделам
Картинка для анонса

Детальное описание
Детальная картинка

Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:

Добавить